После того, как женщины прочно обосновались в симфонических оркестрах и немного обжились (об этом было 👉 здесь), естественным образом встал вопрос о захвате власти. Действительно, если женщина может быть генералом, директором завода, главой промышленной корпорации и даже президентом, почему бы ей не стать дирижёром и не возглавить крупный симфонический оркестр?
И на сегодняшний день это не такая уж большая редкость.
«Дирижёрка»
В русском языке нет слова «дирижёр» в женском роде. Как практически нет и «дирижёрок», работающих с большими симфоническими оркестрами.
Хотя в СССР (начиная с сороковых годов) были две выдающиеся дирижёры-женщины: Вероника Дударова (она возглавляла Московский академический государственный симфонический) и Татьяна Коломийцева (оркестр Белорусского национального театра оперы и балета).
Вопреки этому общее мнение в России таково, что дирижирование — не женское дело. Об этом говорят авторитетные профи, дирижёры мирового уровня. Например:
- Юрий Темирканов считает 👎, что женщина-дирижёр — «это противоестественно»
- Юрий Симонов 👎 примерно того же мнения
- Василий Синайский даёт женщине шанс, если она «активна и некрасива» 👎
Ещё один молодой российский дирижёр, сделавший успешную карьеру на Западе — Василий Петренко, тоже высказался несколько лет назад в интервью норвежской газете примерно в том же духе: «если на дирижёрском подиуме симпатичная девушка, музыканты начинают думать о чём-то другом «.
Такая откровенность с полным пониманием и даже одобрением была бы встречена в России, но на Западе ситуация другая. «Сексизм» звучит уже почти как «терроризм». Эти слова едва не стоили Петренко увольнения с поста главного дирижёра Королевского филармонического оркестра Ливерпуля.
Пришлось ему срочно давать обратный ход и делать пояснения, что эта фраза вырвана из контекста, что он вовсе не то имел в виду и что это ошибки переводчика. И вообще — речь шла как бы не о нём лично, а о ситуации в российских оркестрах. А сам-то он, конечно, за то, чтобы женщин-дирижёров было как можно больше.
На Западе уже никто не рискует высказываться подобным образом, но иметь своё мнение никому не запретишь. Возможно, именно консервативность общества виной тому, что крупные оркестры, возглавляемые женщинами, можно пересчитать на пальцах одной руки. А может и правда — женщинам не дано?
Титаны прошлого
И что же, собственно, есть такого в этой профессии, что не даёт даже самой одарённой женщине стать на одну ступень с Малером, Фуртвенглером, Караяном, Мравинским ? Или это только вопрос времени?
Кстати, множество людей вообще не понимают, что делает этот человек в оркестре со своей смешной палочкой. На эту тему была отдельная культшпаргалка 👇
Начнём с того, что модель симфонического оркестра исторически сложилась как мужской коллектив под руководством сильнейшего. Это, практически, тоталитарная мотель управления. Хочешь высочайшего художественного результата — держи свой оркестр в кулаке любыми способами. Посмотрите на эти лица:
Традиционный взгляд на то, что такое «идеальный дирижёр», довольно ярко и точно высказал в 1967 году американский критик, автор книги «Великие дирижёры» Гарольд Шонберг. Главное в дирижёре для него — это творческий и жизненный опыт, авторитет, сила и масштаб творческой личности.
«Он прошёл сквозь горнило, он всё ещё раскалён и светится яростным внутренним светом. Он — один в нескольких лицах: музыкант, администратор, исполнительный директор, министр, психолог, техник, мыслитель и распределитель… Но прежде всего он вождь людей. Отец. Учитель, который знает все».
Не хватает только строчки — «Он сотворил Небо и Землю«.
К этому образу даже при самом богатом воображении не приспособишь женскую шляпку.
Дирижёр в тяжёлом весе
Правда, времена изменились. Тоталитарной модели отношений мало кто сегодня симпатизирует, и последние диктаторы-дирижёры ушли в прошлое. Уже не принято швыряться в оркестрантов дирижёрской палочкой, как Артуро Тосканини, или уничтожать их словом и взглядом, как Евгений Мравинский или Отто Клемперер.
Но всё равно, образ Дирижёра с большой буквы остался в формате тяжёлого, не женского веса. Сегодня главные дирижёры мира — это не только большие музыканты и яркие интерпретаторы. Они также идейные вдохновители и реализаторы глобальных культурных проектов — международных фестивалей, молодёжных курсов, благотворительных фондов (как Даниэль Баренбойм или Рикардо Мути) или, как Валерий Гергиев — строители и руководители целых музыкальных империй.
И тут вопрос даже не в том, какая женщина сможет такому образу соответствовать. Вопрос в том, какая нормальная женщина этого захочет? А также — кто ей даст?
Ненормальные женщины
Представьте, сколько лошадиных сил должен иметь внутренний двигатель женщины, которая не только страстно хочет творческой власти над этой оркестровой махиной, но и имеет дополнительные резервы мощности, чтобы преодолеть огромную силу сопротивления традиции!
То, что она при этом должна быть творчески и профессионально состоятельна — это по умолчанию.
Кто такую женщину назовёт нормальной? Где, спрашивается, её слабость, нежность, мягкость и этот восхищённый взгляд снизу вверх? Ей приходится быть, как выразился Юрий Синайский, «активной и некрасивой». Он ещё забыл сказать про ум, терпение и способность отражать иронию и скепсис.
Тут надо вспомнить первую женщину, которая в середине 30-х годов встала на подиум перед большими оркестрами — Надю Буланже. Это легендарная фигура первой в музыкальном мире 20 века — пианистка, дирижёр и преподаватель композиции, к которой ехали учиться композиторы и дирижёры со всего мира.
Ей было уже под пятьдесят, когда она стала работать с Нью-Йоркским,, Бостонским и Филадельфийским оркестрами. Масштаб её личности, музыкальный интеллект и авторитет был настолько велик, что никому не пришло в голову оценивать её дирижирование с точки зрения половой принадлежности. Похоже, что ей тоже было недосуг рефлексировать по поводу того, какого пола её коллеги-музыканты в оркестре.
Однажды журналисты задали ей вопрос: «Вот вы женщина-дирижёр. Что вы чувствуете при этом?». Она ответила примерно так:
«Я уже пятьдесят лет как женщина. У меня было время привыкнуть и не испытывать по этому поводу никаких особых ощущений».
У неё, кстати, учились великие дирижёры 20 и 21 века: Даниэль Баренбойм, Леонард Бернстайн, Джон Элиот Гардинер.
«Маэстра»
Сегодня феминистское движение очень активно прокладывает дорогу женщинам-дирижёрам. На Западе появилась даже лексическая пара к слову «маэстро» — «маэстра». Основаны стипендиальные фонды для женщин, осваивающих эту профессию, женские дирижёрские конкурсы. Во многих учебных заведениях есть специальные программы для продвижения талантливых студентов слабого пола. В США существуют специальные квоты на участие женщин в руководстве музыкальными коллективами.
Но всё же помимо силы «старых и добрых» привычек, есть объективные препятствия, которые никакими квотами и разнарядками не преодолеешь. И главное то, что стоя на дирижёрском возвышении перед большим оркестром и огромным зрительным залом, надо соответствовать самым высоким стандартам, заданными великими мужчинами. Женского варианта дирижирования просто не существует. Бетховен, Брамс или Малер точно этого не предусматривали, сочиняя свои симфонии.
Так кто же эти современные амазонки и валькирии с копьём дирижёрской палочкой в руке?
О самых успешных женщин-дирижёрах на сегодняшний день:
Пять женщин-дирижёров 21 века, которые заставили себя уважать
Ещё на эту тему: ⭐Как феминистки победили Венский филармонический