С теми, кто слышит ее в первый раз, обычно одна и та же история: как?! откуда это чудо?! почему её никто не знает?

Первая причина – это то, что она не оперная певица, а камерная. Два слова на эту тему.

Все академические вокалисты делятся на два класса: оперные и камерные. Оперные певцы – всегда на первом плане, поскольку у оперы в принципе огромная аудитория. Все звёзды вокала, которых вы можете вспомнить – это оперные солисты.

Но кроме опер, начиная с 19 века, композиторы написали огромное количество романсов, песен, вокальных циклов, концертных арий, и это тоже кто-то должен петь. Это называется камерный репертуар (то есть, для небольшой аудитории, “camera”- “комната” с итальянского). И исполняют его камерные вокалисты.

Их специфика – тонкие музыкальные сферы, и умение переключаться в разные музыкальные стили, требующее высокого музыкального айкью. Если оперные могут при желании перейти и на камерный репертуар (другой вопрос, как это у них получится), то камерные певцы никогда не ступят на оперную сцену, для этого у них недостаточно большой голос. Поэтому они замкнуты в своём пространстве и если даже они добиваются широкой известности, то только в узких кругах.

К тому же, в советские времена были какие-то очень причудливые рычаги продвижения.

Вроде бы, Виктория Иванова и пластинки записывала, и по радио пела, и Запад для неё был открыт, и с лучшими музыкантами она выступала (Владимир Федосеев, Ойстрах), и в правительственных концертах всегда участвовала, но при этом вы не найдете ее имени ни в одной советской энциклопедии, её нет в списках выпускников Гнесинки, которую она закончила с отличием, – как будто её не было в природе. Фотографий тоже нет вообще, не считая тех, что на обложках пластинок.

Звание заслуженной артистки РФ (которое теперь раздаётся всякой нашей попсе просто оптом) она получила только в 50 лет. И когда она умерла в одиночестве в 77 лет, вода забвения сомкнулась над её головой.

Но с тех пор много людей, случайно услышавших её голос, примкнули к армии её фанатов.

Эта полноватая женщина с лицом советской домохозяйки, “редкой” фамилией Иванова и единственной записью в трудовой книжке (Московская филармония), пела легким голосом флейты.

Но тут не только голос. У неё была прекрасная вокальная техника, интеллект, скромность и абсолютное чувство вкуса и стиля. И всё это складывалось в образ неотразимого обаяния.

Из классического репертуара Виктория Иванова выбирала то, что соответствовало простодушному и легчайшему звучанию ее сопрано.


1. “Аве Мария” Франца Шуберта

Эта песня написана на текст Вальтера Скотта. Героиня его романа “Дева озера” Элен молится Деве Марии в трудную минуту военных испытаний.

Парящий, девственно чистый, кроткий тон.

2. “Зачем так нежен запах роз?” Йозефа Гайдна на стихи Роберта Бёрнса

Эта песня – обработка народной шотландской мелодии, сделанная Гайдном по заказу издателя Джоржа Томпсона.

С такой наивной простотой могут петь только дети.

3.La Villanelle” (“Ласточка”) Евы Дель-Акуа

В этой классической песенке (а точнее, концертной ариетте) – сверх точные “флейтовые” колоратуры. Здесь только фрагмент.

Ну и конечно же русские романсы. Этот жанр в принципе легко клонится в сторону сентиментальности или знойной чувственности. Но у Виктории Ивановой он превращается в чудо поэзии, изысканного романтизма и красоты.

4. “Вам не понять моей печали” Александра Гурилёва на стихи А.Бешенцова.

5. “Калитка” Всеволода Буюкли на стихи Александра Будищева

Судя по комментариям к постам о романсах, среди читателей Культшпаргалки много поклонников этой певицы, спасибо за солидарность! И особенно Елене Старицкой – за стимул)

Ещё романсы в исполнении Виктории Ивановой в постах “Шесть русских романсов, которые нельзя не знать” и “Шесть классических песен и романсов, которые стыдно не знать”

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here