С теми, кто слышит ее в первый раз, обычно одна и та же история: как?! откуда это чудо?! почему её никто не знает?
Первая причина — это то, что она не оперная певица, а камерная. Два слова на эту тему.
Все академические вокалисты делятся на два класса: оперные и камерные. Оперные певцы — всегда на первом плане, поскольку у оперы в принципе огромная аудитория. Все звёзды вокала, которых вы можете вспомнить — это оперные солисты.
Но кроме опер, начиная с 19 века, композиторы написали огромное количество романсов, песен, вокальных циклов, концертных арий, и это тоже кто-то должен петь. Это называется камерный репертуар (то есть, для небольшой аудитории, «camera»- «комната» с итальянского). И исполняют его камерные вокалисты.
Их специфика — тонкие музыкальные сферы, и умение переключаться в разные музыкальные стили, требующее высокого музыкального айкью. Если оперные могут при желании перейти и на камерный репертуар (другой вопрос, как это у них получится), то камерные певцы никогда не ступят на оперную сцену, для этого у них недостаточно большой голос. Поэтому они замкнуты в своём пространстве и если даже они добиваются широкой известности, то только в узких кругах.
К тому же, в советские времена были какие-то очень причудливые рычаги продвижения.
Вроде бы, Виктория Иванова и пластинки записывала, и по радио пела, и Запад для неё был открыт, и с лучшими музыкантами она выступала (Владимир Федосеев, Ойстрах), и в правительственных концертах всегда участвовала, но при этом вы не найдете ее имени ни в одной советской энциклопедии, её нет в списках выпускников Гнесинки, которую она закончила с отличием, — как будто её не было в природе. Фотографий тоже нет вообще, не считая тех, что на обложках пластинок.
Звание заслуженной артистки РФ (которое теперь раздаётся всякой нашей попсе просто оптом) она получила только в 50 лет. И когда она умерла в одиночестве в 77 лет, вода забвения сомкнулась над её головой.
Но с тех пор много людей, случайно услышавших её голос, примкнули к армии её фанатов.
Эта полноватая женщина с лицом советской домохозяйки, «редкой» фамилией Иванова и единственной записью в трудовой книжке (Московская филармония), пела легким голосом флейты.
Но тут не только голос. У неё была прекрасная вокальная техника, интеллект, скромность и абсолютное чувство вкуса и стиля. И всё это складывалось в образ неотразимого обаяния.
Из классического репертуара Виктория Иванова выбирала то, что соответствовало простодушному и легчайшему звучанию ее сопрано.
1. «Аве Мария» Франца Шуберта
Эта песня написана на текст Вальтера Скотта. Героиня его романа «Дева озера» Элен молится Деве Марии в трудную минуту военных испытаний.
Парящий, девственно чистый, кроткий тон.
2. «Зачем так нежен запах роз?» Йозефа Гайдна на стихи Роберта Бёрнса
Эта песня — обработка народной шотландской мелодии, сделанная Гайдном по заказу издателя Джоржа Томпсона.
С такой наивной простотой могут петь только дети.
3. «La Villanelle» («Ласточка») Евы Дель-Акуа
В этой классической песенке (а точнее, концертной ариетте) — сверх точные «флейтовые» колоратуры. Здесь только фрагмент.
Ну и конечно же русские романсы. Этот жанр в принципе легко клонится в сторону сентиментальности или знойной чувственности. Но у Виктории Ивановой он превращается в чудо поэзии, изысканного романтизма и красоты.
4. «Вам не понять моей печали» Александра Гурилёва на стихи А.Бешенцова.
5. «Калитка» Всеволода Буюкли на стихи Александра Будищева
Судя по комментариям к постам о романсах, среди читателей Культшпаргалки много поклонников этой певицы, спасибо за солидарность! И особенно Елене Старицкой — за стимул)
Ещё романсы в исполнении Виктории Ивановой в постах «Шесть русских романсов, которые нельзя не знать» и «Шесть классических песен и романсов, которые стыдно не знать»
Мне повезло слышать Викторию Иванову, даже дважды! Она уже была немолода, но голос звучал волшебно! Она сама вела концерт, прекрасно, с юмором рассказывала о своей творческой жизни. Как замечательно, что остались записи ее несравненного голоса!
Ангельский, милый, чарующий, родной голосок. Такие тончайшие интонации, бережно отношение к тексту. Всегда с восхищением слушаю этот голосок. Из камерных певиц ещё Вяльцева, Долуханова и Дорлиак пожалуй. Неплохо в этом репертуаре звучат дуэт сестёр Лисициан. Большое спасибо автору, — чудесный разбор творчества гениальной русской певицы В. Ивановой.
Спасибо, певица редчайшая, да.
Гала, действительно, вам очень повезло!